Не для сцены

Мы начинаем серию публикаций, посвящённую экспозиционному комплексу «Не для сцены», где расскажем о предметах, представленных в проекте музея. Представленные экспонаты позволят увидеть «другого» В.Мулявина.

Причём тут цитата из книги Я.Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», спросите вы. Всё очень просто: эта книга в последние годы была одной из любимых у Владимира Георгиевича. Музыкант читал и перечитывал это произведение чешского писателя, возвращался к отдельным главам. Сатирический роман чешского писателя Ярослава Гашека стал настольной книгой артиста.

В музее хранятся «свидетели» светской жизни артиста: смокинг, галстуки разных видов, парфюм. Владимира Мулявина приглашали не только на гастроли и концерты, но и на светские мероприятия: приёмы в посольствах, официальные встречи, празднование торжественных событий и др.

Татьяна Лукашевич, друг семьи, вспоминала: «Он [Мулявин] сам себе нравился, когда хорошо выглядел, и не скрывал этого: улыбка, искорки задорные в глазах и напускной строгий вид, когда был в смокинге или в удачном сценическом костюме».*

*цитата из книги Людмилы Крушинской «Владимир Мулявин. «Сэрцам i думамi…»: воспоминания, интервью, исследования» (2015)

В экспозиционном комплексе «Не для сцены» есть предметы, рассказывающие о таком увлечении Владимира Мулявина, как рыбалка. Это занятие позволяло музыканту отдыхать душой и телом. Природа Беларуси напоминала ему о малой Родине. Рыбачить Владимир Георгиевич любил с юных лет.

Фото сделано на озере Дуб, Гродненский район, 2001 год.

Далее поговорим о путешествиях. Владимиру Мулявину довелось побывать во многих странах мира, однако большинство поездок были рабочими. В 1990-х – начале 2000-е гг. Владимир Георгиевич смог стать полноценным туристом. Так, на отдыхе он побывал в США, Канаде, Франции, Греции, Индонезии, Египте…

С этих поездок сохранились снимки, часть из них хранится в фондах музея В.Г.Мулявина.

На афише к экспозиционному комплексу «Не для сцены» изображена чайная пара, которая принадлежала Владимиру Мулявину. Есть повод поговорить о гастрономических пристрастиях музыканта.

«Как ни странно, не любил драники, потому что ему это напоминало о голодном послевоенном свердловском детстве. Его мама тогда из картофельных очисток делала драники… Обожал окрошку и свекольник, мясо. Очень любил сладкое», - вспоминает вдова Владимира Георгиевича Светлана Пенкина в книге Л.Крушинской «Владимир Мулявин. «Сэрцам i думамi…»: воспоминания, интервью, исследования» (2015).

По воспоминаниям старшей дочери Владимира Мулявина Марины артист очень любил пить чай, иногда с молоком и вареньем, из огромной кружки. Не мог отказаться от выпечки.

*Фото из архива музея В.Г.Мулявина. Архив журнала «Алеся». Автор неизвестен. Кон. 1990-х – нач.2000-х гг.

Как настоящий мужчина Владимир Георгиевич считал своим долгом ремонтировать то, что неисправно: бытовая техника, предметы быта и даже автомобили.

До сих пор старожилы дома №13 по улице Л.Беды вспоминают, как Владимир Георгиевич открывал капот своей «Волги» и, засучив рукава, принимался за ремонт автомобиля. И, как показывали наблюдения соседей, починка машины не являлась самоцелью, главное – процесс!

В одном из интервью на вопрос о любимом цвете Владимир Мулявин ответил: «Зеленый. Он успокаивает душу. И как водителю автомобиля – в самый раз».

За свою «автолюбительскую» биографию музыкант был владельцем и отечественных и зарубежных авто. Те, которые были испорчены и стояли во дворе дома, их Владимир Георгиевич в шутку называл «моя недвижимость».

Страсть Владимира Мулявина к автомобилям сыграла трагическую роль в судьбе артиста. Завтра печальная годовщина – 20 лет со дня смерти Маэстро.

14 мая 2002 года днём Владимир Мулявин ехал с дачи на автомобиле "Мерседес-Бенц-420". 25-ый километр шоссе Колодищи-Заславль стал раковым в жизни музыканта. Почти год он находился на лечении и реабилитации, но 26 января 2003 года сердце Владимира Мулявина перестало биться…

Фото из архива музея В.Г.Мулявина.