Сценические костюмы

Ансамбль «Песняры» под управлением Владимира Мулявина создал на сцене визуальный образ белоруса. Он узнаваем и вызывал восхищение зрителей. Неотъемлемая часть этого образа – костюмы, над которыми трудилось не одно поколение талантливых дизайнеров и художников: В.Бартлова, Г.Кривоблоцкая, Т.Чернышёва, Инна и Владимир Булгаковы, Г.Юревич, Т.Корако, Ж.Капустникова и др.

Сценический костюм дает яркое представление о том, как на протяжении творчества коллектива менялись стереотипы моды, как изменялся, трансформировался образ знаменитого ансамбля «Песняры».

Ещё в начале 1970-х гг. модельеры-дизайнеры стали разрабатывать индивидуальные костюмы, отличные по цвету и отделке. Для каждого исполнителя тщательно разрабатывали особый имидж, наиболее соответствовавший по покрою, длине и колориту внешности певца или музыканта и той роли, которую он исполнял в концерте, тем музыкальным инструментам, на которых он играл. Со временем эта тенденция стала основополагающей при создании костюмов для ансамбля «Песняры».

«Владимир Мулявин придавал большое значение художественному качеству костюмов ансамбля, осознавая, что костюм является такой же важной составляющей частью сценического действа, как и сценография, свет, работа звукорежиссера и режиссера спектакля» - вспоминает Юрий Пискун, автор некоторых костюмов для музыкантов.

Юрий Пискун в творческом тандеме с Ольгой Дёмкиной создавали для ансамбля костюмы к 10-летнему юбилею в 1979 г. За основу дизайнеры взяли, с одной стороны, национальный исторический костюм белорусской шляхты XVI-XVII веков, с другой - народный белорусский мужской костюм XIX века. Для большинства советских зрителей было совершенно новым, непривычным видеть артистов в таких костюмах. Благодаря сочетанию цвета, отделке, деталям и покрою модельеры создали новый образ «Песняров» на сцене. Через десять лет Юрий Пискун с Ольгой Дёмкиной пошили новый вариант тех же костюмов, значительно интерпретировав, преобразовав первоначальную идею.

Интересно, что костюмы для ансамбля шили не только дизайнеры, но и предприятия легкой промышленности. Так, в середине 1980-х гг. на трикотажной фабрике "Прогресс" (ОАО «Алеся») были изготовлены оригинальные сценические костюмы.

В первой половине 1990-х гг. выпускницами Белорусской академии художеств Тамарой Корако и Жанной Капустниковой были созданы запоминающиеся комплекты костюмов для ансамбля.

В экспозиции представлены два костюма Владимира Мулявина, созданных дизайнерами для программы «Голос души» (1994). Благодаря представленным материалам – эскизы, спицы, украшения - можно проследить весь путь от задумки до реализации сценического образа.

Для этой программы Тамара Корако трудилась над созданием уникальных шёлковых рубашек в технике батик. В основу росписи легли некоторые из сюжетов «маляваных дываноў» самодеятельной художницы 1930-х годов Алены Киш. Каждый образ артиста получился особенным и неповторимым.

К программе «Вольность. Казацкая вольница» (1996) Жанной Капустниковой готовилась оригинальная джинсово-парчовая коллекция для ансамбля «Песняры». Каждая деталь костюма была тщательно продумана художницей.

Таким образом, с творчеством знаменитого ансамбля, ставшего образцом белорусской эстрады для всего мира, своеобразным знаком национальной гордости, соприкоснулось несколько поколений художников-модельеров. Благодаря сотворчеству музыкантов ансамбля и дизайнеров появилось неповторимое и многогранное явление «Песняры».