Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты – неотъемлемая часть любого вокально-инструментального ансамбля. Однако неизвестным советским музыкантам в середине 1960-х гг. не так просто было найти желанный инструмент. Часто приходилось долго копить на музыкальные инструменты, обменивать их или прибегать к «черному» рынку. У «Песняров» есть несколько интересных историй на эту тему. В конце 1960-х гг. музыканты, работая без выходных и отпуска, экономя на обедах, собирали деньги на новые музыкальные инструменты. Накопленную сумму позже передали «нужному» человеку – продавцу дефицитного товара. Больше никогда ни продавца, ни аппаратуры «Песняры», к сожалению, не увидели. Были и более удачные покупки. Так, в 1972 году Владимир Мулявин приобрел электрогитару «Guild» у музыканта из группы популярного испанского певца Рафаэля.

С ростом популярности ВИА «Песняры» менялось качество музыкальных инструментов и аппаратуры, так как приобрести аппаратуру стало гораздо проще. Например, в 1980 г. у Владимира Мулявина появилась двухгрифовая гитара фирмы «Gibson», которая вызывала восторг у зрителей своей необычной формой. У «Песняров» были музыкальные инструменты таких известных фирм, как «Fender» (бас-гитара), «Hollywood» (ударные), «Farfisa» и «Moog» (клавишные), «Dynacord» (акустика).

В ансамбле «Песняры» всегда присутствовали духовые, ударные, струнные и клавишные музыкальные инструменты. В зависимости от репертуара их количество и виды могли меняться, поэтому коллектив был интересен слушателю в плане звучания. Со временем состав ансамбля обновлялся, однако высокий уровень профессионализма оставался неизменным, несмотря на то, что в разное время на определённых музыкальных инструментах играли другие музыканты.

Духовыми инструментами в совершенстве владели Владислав Мисевич (саксофон, флейта), Владимир Николаев (тромбон, саксофон). Также В.Николаев, когда это требовалось, исполнял партии на клавишных. Именно в его исполнении в известной песне «Вологда» звучит соло на баяне.

В экспозиции кабинета-студии:

  • Саксофон тенор. Компания Selmer. Франция, г.Мант-ля-Виль. Первая половина 1980-х гг. На этом инструменте играл Владислав Мисевич. По воспоминаниям музыканта, до этого саксофона у него был такой же, только из белого металла. К сожалению, он был украден во время гастролей в ГДР. Саксофон использовался в выступлении не так часто, как флейта.
  • Альтовая флейта. Компания Selmer. Франция, г.Мант-ля-Виль. Первая половина 1980-х гг.
  • Саксофон сопрано. Компания B&S Германия, Саксония г. Маркнойкирхен. 1980-е гг. Саксофоны сопрано редко делают изогнутыми. Как правило, они прямые и по форме напоминают кларнет. Этот инструмент используется как для сольного исполнения, так и в составе оркестров и ансамблей.
  • Для ухода за духовыми инструментами музыкантами использовались специальные приспособления (масла и жидкости для чистки и смазки, ёршики и щётки, прибор для полировки поверхности). Инструмент готовили к выступлению, а после концерта чистили и смазывали.

Ударники в «Песнярах», в основном, менялись редко. Александр Демешко, Владимир Беляев, Владимир Марусич были настоящими профессионалами своего дела.

За клавишными в разные периоды существования ансамбля зрители могли видеть Валерия Яшкина, Анатолия Гилевича, Игоря Паливоду, Аркадия Эскина, Олега Молчана. Многие из них не просто виртуозно владели своим инструментом, но ещё писали музыку и аранжировки.

В экспозиции кабинета-студии находится электропианино Rhodes Mark II (1979-1983). Компания CBS Musical Instruments, США. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок, источник звука в фортепиано Родеса - металлическая пластина, подобная камертону.

Струнные музыкальные инструменты занимают особое место в ансамбле. Многие композиции не стали бы так популярны без соло на гитаре в исполнении Владимира Мулявина, Александра Растопчина, Владимира Ткаченко (гитара, скрипка). Также струнные партии исполняли Леонид Тышко (бас-гитара), Валерий Мулявин, Валентин Бадьяров (скрипка, гитара, ритм-гитара), Чеслав-Виктор Поплавский (скрипка), Валерий Дайнеко (альт) и др.

Репертуар ВИА «Песняры» иногда требовал введения новых для музыкантов инструментов. Так, в некоторых песнях звучат электроорган, цимбалы, колесная лира. С ростом популярности электронной музыки в начале 1980-х гг. в коллективе появился японский вокодер Korg VC-10 (1978). Его использовали для создания необычных эффектов в музыке, благодаря синтезу голоса и звучанию музыкального инструмента.

Звукорежиссёрами в «Песнярах» в разное время работали Николай Пучинский, Анатолий Щёлоков, Леонид Ковалёв, Александр Попроцкий, Сергей Юринок.

         В экспозиции представлены:

  • Сборник песен «Mazowsze» Тадеуш Сыгетыньский. Польское музыкальное издательство. Краков. 1955 г. Т. Сыгетыньский (1896 – 1955) - известный исследователь и популяризатор польского музыкального фольклора. В 1948 году организовал и возглавил Государственный ансамбль песни и танца «Мазовше», для которого написал много песен. Известен также как автор оркестровых и камерно-инструментальных произведений. Писал музыку к кино.
  • Антология белорусской народной песни (издание второе, дополненное) Геннадий Цитович. Издательство «Беларусь». Минск, 1975 г.

Геннадий Иванович Цитович (1910-1986) - советский, белорусский музыковед-фольклорист, музыкальный этнограф и хоровой дирижёр. Народный артист СССР. Осуществил множество фольклорных экспедиций. Г.Цитович записал более 3 тысяч белорусских, русских, украинских, польских, болгарских, литовских, латышских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей. Сделал для хора много концертных обработок собственных записей. Геннадий Цитович - составитель ряда фольклорных сборников.